Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Экономическое воспитание. Материалы для родителей

Дата: 9 января 2019 в 14:41

Первые познания об экономике у детей

Лекторий для родителей

Семейное экономическое воспитание проникнуто авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев, оно индивидуально. Именно воспитательные возможности семьи характеризуются непрерывностью, продолжительностью, разносторонностью. В этом с ней не может сравниться ни один воспитательный институт.

Основная задача семьи — подготовить ребёнка к жизни в существующих социальных условиях. Что же составляет содержание экономического воспитания детей в семье? Прежде всего, положительное отношение к труду, обучение планированию, рациональной организации, учёту, контролю процессов и результатов труда. Воспитание бережливости, расчётливости, деловитости, организованности, дисциплинированности и других экономически значимых качеств личности является вторым важным аспектом экономического воспитания детей в семье. Атмосфера семейной экономики, где ребёнок живёт и воспитывается, является главным средством его воспитания. Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно.

Какие вопросы экономического воспитания детей в семье заслуживают особого внимания?

1. Экономические отношения в семье.

Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семьи, отношение её членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Они развиваются и крепнут в совместной трудовой деятельности взрослых и детей. Прежде чем начать с ребёнком совместную деятельность, предложите ему подумать, что нужно для работы, решите вместе, как расположить всё необходимое. Закончив работу, проанализируйте, всё ли удалось сделать, как задумывали.

Вот вы и провели с ребёнком урок по экономике: научили планировать предстоящую работу, организовывать её, анализировать результат, т.е. включили его в экономические отношения по производству материальных ценностей. Большое значение имеет и приучение детей к организации рабочего места. Конечно, легче и быстрее самим всё убрать. Но к чему это приведёт? Как будет работать ваш сын или дочь на производстве, если они не были приучены к порядку с детства?

Родителям необходимо определять трудовые обязанности детей, продумывать вместе с ними режим дня, организовывать обучение рациональным приёмам и способам выполнения трудовых операций, осуществлять систематический контроль над качеством выполнения порученных дел. Важным направлением в экономическом воспитании в семье является рациональное использование времени. Задача родителей — научить детей не тратить его попусту.

2. Чувство хозяина.

Хорошей школой формирования «хозяйских» качеств может стать совместный труд детей и родителей по благоустройству приусадебных участков, подъездов и лестничных клеток домов, где они проживают, поддержание порядка всегда и везде. Задача родителей — довести до сознания детей мысль о том, что всё окружающее нас — это результат труда людей, поэтому требует бережного отношения. В детях следует воспитывать привычку бережливости, как и привычки умываться и говорить «спасибо». Чувство хозяина основывается на бережливости и воспитывается укладом жизни семьи. Пример бережного отношения родителей к вещам, общественной собственности должен быть всегда перед глазами детей. Только в этом случае можно сформировать настоящего хозяина.

3. Семейный бюджет.

Исходным пунктом определения стратегии семейной экономики является составление бюджета семьи. Он служит своеобразным планом текущей и перспективной деятельности взрослых и детей. Бюджет — это «расписывание» денежных доходов и расходов. Итак, составляем семейный бюджет на месяц и привлекаем к участию детей. Учитываем все доходы семьи и планируем расходы. Для детей подобные расчёты — хорошая школа семейной экономики. Итак, семейный бюджет спланирован. Можно приступать к его реализации. С какого возраста целесообразно привлекать детей к этой работе? Всё зависит от их экономического воспитания в семье и умения делать покупки. Обучение лучше организовывать в форме игры.

4. Деньги — мера труда.

Опыт показал, что ознакомление детей с сущностью денег можно начинать с 4—5 лет, постепенно усложняя и включая их в разумное использование денег. Карманные деньги — это также один из приёмов воспитания детей, призванный научить ребёнка пользоваться деньгами, разумно тратить их, делая покупки, ответственно относиться к их выбору. Карманные деньги дают возможность проверить честность и воспитанность ребёнка, привить доброту и великодушие к своим близким и друзьям, способность к самоограничению, формируют правильные потребности и разумное их удовлетворение.

5. Воспитание разумных потребностей.

В экономическом воспитании детей в семье важное место занимает целенаправленное формирование разумных потребностей. Само понятие «потребность» выражает нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества. Для формирования у детей разумных потребностей существенное значение имеет метод сравнения. Важно на конкретных примерах учить детей сравнивать и оценивать. Такой экономический анализ просто необходим в их будущей самостоятельной жизни.

Нельзя приучать ребёнка не встречать ни в чём отказ, так как желания его будут постоянно расти и он привыкнет, что они всегда выполняются. А рано или поздно наступит такой момент, когда вы при всём желании не сможете удовлетворить его потребности и вынуждены будете прибегнуть к отказу, что принесёт ему намного больше страданий, чем если бы вы отказали ребёнку в лишних, требуемых им вещах.

При воспитании разумных потребностей не следует прибегать к крайностям: всё запрещать или всё позволять. Акцент в семье надо делать не на отвращение детей от вещей, которые вы считаете ненужными, а на приобщение к другим ценностям. Труд — лекарство от любых пороков, в том числе и от «вещизма». Ребёнок, научившись создавать полезные вещи, будет их ценить, получит радость не от того, что имеет, а от того, что умеет. Занятость полезным делом в семье научит ценить домашний труд взрослых, приучит считаться с потребностями членов семьи, как со своими собственными.

О. Пляшкевич По материалам интернет-ресурса https://vscolu.ru/ekonomicheskoe-vospitanie/pervye-poznaniya-ob-ekonomike-u-detej.html

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.